Даже рядовым гражданам уже знакомо понятие "франчайзинг". В России давно открываются сетевые рестораны (Макдоналдс, KFC, SUBWAY), магазины (Пятёрочка, Бегемотик, Экспедиция), барбершопы (Есенин, OldBoy) и др. Предприятия одной системы используют единые технологии, фирменный стиль, бренд. Можно ли начать такой бизнес без регистрации товарного знака?
Почему франшизы иногда продают без регистрации бренда
Вдохновение, идея бизнеса приходят моментально. Вы полны энтузиазма, хотите уже сегодня получать прибыль, продвигать придуманный вами бренд по всей стране и даже за рубеж. Однако регистрация товарного знака в Роспатенте занимает 12-18 месяцев. В целях экономии времени можно обратиться к экспертам в этой отрасли – патентным поверенным.
Конечно, патентное бюро в Екатеринбурге, Омске, Красноярске или другом городе, где вы живёте или планируете работать, значительно упростит процедуру и сведёт к минимуму риск отказа в регистрации. Но сократить сроки, установленные законодательством, даже самые опытные специалисты не могут. Поэтому предприниматели и начинают работать под товарным знаком, который им по закону не принадлежит.
Существуют правовые нормы, которые разрешают создавать сети заведений под одной вывеской без регистрации бренда. Партнёры из разных городов заключают с автором идеи бизнеса ряд договоров о поставках, услугах и пр. Если всё идёт благополучно, то со временем знак регистрируется, и все заведения сети переходят на работу по договору франчайзинга. Но не исключены случаи, когда вам срочно потребуется государственная регистрация товарного знака, и придётся горько сожалеть об её отсутствии.
Зачем регистрировать товарный знак
Видя успешность вашей концепции, недобросовестные конкуренты могут скопировать технологию, производить и продавать свою продукцию под вашей раскрученной маркой, что ещё хуже – зарегистрировать её на свою компанию. Вам придётся доказывать авторство идеи в суде либо переводить всю уже работающую сеть под новый бренд и заново его раскручивать. Проблемы с копированием идеи возникали у известных российских сетей: Крошка Картошка, Love Coffee, Этажи.
В спорной ситуации закон окажется на стороне того, кто официально зарегистрировал свою интеллектуальную собственность. Поэтому необходимо, чтобы ваш бренд попал в реестр товарных знаков Роспатента как можно раньше. Специалисты советуют регистрировать свою марку сразу, как только пришла идея начать бизнес. Свидетельство, которое вы получите, будет защищать ваши права и обеспечивать монополию в течение 10 лет.