С 27 апреля в проекте «Активный гражданин» горожане определят, каким станциям Кольцевой линии метрополитена необходимо придать статус памятников в первую очередь.
Московский метрополитен – уникальный подземный музей, и сегодня многие его элементы представляют историческую ценность. Двенадцать станций столичной подземки уже объявлены объектами культурного наследия регионального значения. Сейчас ведется работа по включению в реестр памятников станций Кольцевой линии, которые были построены в 50-е годы прошлого века. Этот процесс длительный и трудоемкий. Очередность включения станций в список объектов культурного наследия определят в проекте «Активный гражданин». Отметим, что статус памятника обеспечивает его сохранность в первоначальном, историческом виде и ужесточает ответственность за причинение вреда объектам.
Проголосовать за то, каким станциям Кольцевой линии метрополитена необходимо придать статус памятников в первую очередь можно на сайте http://ag.mos.ru/poll/3089 или в мобильном приложении проекта с 27 апреля. Пользователи могут выбрать до трех вариантов ответа.
Справка:
Всего в столичной подземке 203 станции, из них 12 – уже являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства. В основном это станции, построенные в годы Великой Отечественной войны, а также станции, служившие для укрытия во время авианалетов и размещения военных командных пунктов. В их числе: «Автозаводская» (1943 г.), «Бауманская» (1944 г.), «Измайловский парк» (1944 г.), «Красные ворота» (1935 г.), «Кропоткинская» (1935 г.), «Маяковская» (1938 г.), «Новокузнецкая» (1943 г.), «Павелецкая» (1943 г.), «Семеновская» (1944 г.), «Чистые пруды» (1935 г.), «Электрозаводская» (1944 г.), а также «Университет» (1959 г.).
Создание Кольцевой линии подземки помогло разгрузить радиальные линии от пассажиропотока и облегчило пересадки с одной ветки на другую. Открытие 12 станций стало знаковым событием для Москвы послевоенного времени. Каждая станция отличается индивидуальностью как конструктивного, так и декоративного решения, но все они объединены единой темой триумфа великой Победы, прославления народа-победителя. Для воплощения идеи торжества убранство станций Кольцевой линии получило подчеркнуто парадное оформление в формах классической архитектуры античности, средних веков и эпохи Возрождения.
Мнение экспертов:
Александр Змеул, главный редактор сайтов archspeech.com и archigramma.ru, соавтор книги «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн Московского метро 1935-2015», кандидат исторических наук
Кольцевая линия, строившаяся в первой половине 1950-ых годов, – это цельный ансамбль, которой был объединен одной важной идеей – темой триумфа народа-победителя в Великой Отечественной войне, поэтому, на мой взгляд, принимать на охрану необходимо все станции линии. Если говорить о приоритетах, то есть станции, про которые думаешь: «Как они еще не являются памятниками!». Это самая торжественная станция московского метро «Комсомольская», созданная архитектором Алексеем Щусевым. Так же как и «Новослободская», спроектированная другим выдающимся архитектором – Алексеем Душкиным. Художественное оформление двух этих станций выполнил Павел Корин.
Также отмечу станцию «Добрынинская», в проектировании которой принимал участие архитектор Леонид Павлов. Это одна из немногих станций московского метро, напрямую цитирующая древнерусскую архитектуру. Арки, обрамляющие пилоны станции, буквально «перекочевали» сюда с выдающихся произведений Владимиро-Суздальского зодчества.
Федор Ращевский, архитектор, партнер Архитектурного бюро OFFCON
Безусловно, все станции 30-50-х годов Московского метро заслуживают статуса памятников архитектуры. Очень сложно быть объективным и беспристрастно выбрать среди столь значительных объектов. Не буду пытаться опираться на искусствоведческий аспект и выскажу личные впечатления. Самой камерной и «человечной» мне кажется станция «Парк культуры», мне всегда нравилась ее композиция, лестничные марши в центре платформы, балконы с балюстрадами, которые позволяют оценить масштаб всей станции с верхнего яруса, что достаточно редко встречается. По контрасту с «Парком культуры» станция «Белорусская» и особенно «Комсомольская» имеют совершенно другой масштаб, торжественный и даже несколько вычурный декор. Орнаментальные мотивы на «Белорусской» как будто перекидывают мост от Помпейской интерьерной живописи с ее растительными мотивами к советскому «колхозному» настоящему, где сельскохозяйственные культуры не просто ежедневная рутина, а предмет художественного осмысления. Восьмигранные мозаичные плафоны перекликаются с другой работой выдающихся архитекторов московского метро И.Г. Таранова и Н.А Быковой, станцией «Новокузнецкая».
Пресс-служба проекта
«Активный гражданин»