В системе реализован инновационный алгоритм совмещения данных о техническом состоянии и дислокации вагонов с условиями договоров аренды, который снижает объем ошибок при расчете стоимости и повысить производительность труда. Система позволяет вести учет доходных и расходных услуг аренды, а также связанных с арендуемыми вагонами ремонтов и тарифа на подсыл. Разработку и внедрение осуществила компания «Лестэр ИТ» на базе ИРС «Перевозки». В результате внедрения «ISR Транс» получил прозрачные взаиморасчеты по договорам аренды с контрагентами и доступ к обширной повагонной аналитике. Система универсальна для российских операторов вагонов.
Договоры аренды подвижного состава содержат огромное количество условий, среди которых критерии начала, окончания, прерывания и восстановления начисления арендной платы, указания, кто будет платить за ремонт арендованного вагона, условия формирования провозных платежей за подсыл вагона к месту начала аренды или ремонта и многие другие. Это осложняет как сам расчет тарифов, так и контроль корректности этих расчетов. «Один из многих примеров ошибки — по заполненным вручную документам вагон может быть сдан следующему клиенту до того, как предыдущий вернул его оператору», — комментирует системный аналитик «Лестэр ИТ» Дмитрий Максимов.
В начале проекта «Лестэр ИТ» создал обобщенный список формализованных критериев, встречающихся в договорах аренды российских операторов. «ISR Транс» провел инвентаризацию текущих договоров на предмет соответствия этому списку и разработал новый корпоративный стандарт ведения договорной работы. Этот стандарт позволил повысить эффективность бизнеса и исключил критерии, выполнение которых невозможно однозначно подтвердить документами.
Совмещение данных о техническом состоянии и дислокации вагонов с формализованными и введенными в систему условиями договоров дало возможность «ISR Транс» автоматически формировать достоверную базу для расчета стоимости аренды.
«Пропуская информацию о дислокации и техническом состоянии через призму договорных условий, мы с минимальным участием человека получаем объективную информацию о вагоне. Возможность считать стоимость аренды в автоматическом режиме с помощью предварительных настроек на основании первичных документов и критериев, внесенных в договора, существенно экономит время», — комментирует внедрение Член Правления «ISR Транс» Роман Борисович Курдюмов.
Возможность автоматически корректно рассчитать стоимость, собственно, аренды вагона — не единственное преимущество новой ERP-системы. В договор аренды могут быть включены разные типы услуг, такие как ремонт и экспедирование на технических рейсах арендованных вагонов, для которых принципиально по-другому ведется учет и формируются закрывающие документы. Преимущество разработанной «Лестэр ИТ» системы — автоматизация всех трех операционных циклов: аренды, обслуживания и ремонтов и оплаты провозных платежей. Фактическую себестоимость услуг подрядчиков, относящуюся к арендованному парку, теперь можно адресно распределять на конкретные вагоны с возможностью сверки с расчетными данными.
«Сейчас у нас в управлении находится около 4500–5000 арендованных вагонов. Теперь по каждому из них проводится детальный учет доходов и расходов в разрезе конкретного договора. Также ИРС «Перевозки» предоставляет много других данных. Экспедирование, оперирование, управление парком — все под контролем. Например, что касается ремонтов, для нас важно учитывать возмещаемые услуги по обслуживанию вагона вплоть до формирования акта выполненных работ» — добавляет Роман Борисович.
Ранее в компании «ISR Транс» на базе ИРС «Перевозки» была успешно внедрена система оперативно-финансового учета по договорам транспортно-экспедиторского обслуживания и предоставления подвижного состава, а также система слежения и контроля движения.
Справка:
ООО «Лестэр ИТ» (www.lester.ru) — лидер российского рынка в области разработки и внедрения информационных систем для автоматизации транспортных компаний, осуществляющих железнодорожные грузоперевозки.
«ISR Транс» (http://isrtrans.ru/) специализируется на оказании транспортно-экспедиторских услуг в перевозках нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. Компания оказывает услуги по транспортно-экспедиторской деятельности на 10 из 17 железных дорог России, и по организации грузоперевозок на железных дорогах стран СНГ и Балтии.