ФинЭкспертиза подсчитала, сколько платят за свои автомобили жители регионов
В начале декабря наступил срок уплаты транспортного налога. До этого момента, согласно законодательству, граждане должны были заплатить налог за 2017 год. Аналитики ФинЭкспертизы составили рейтинг регионов по размеру транспортного налога в пересчете на одного жителя.
Базой для расчетов стали данные Росстата и Федерального казначейства. За основу был взят размер транспортного налога, уплаченного жителями в 2017 году, и количество граждан в регионе.
Возглавили рейтинг регионов с наибольшим размером транспортного налога в пересчете на одного жителя Камчатский край, Москва и Санкт-Петербург. Там на каждого жителя региона за год пришлось по 1979 рублей, 1710 рублей и 1625 рублей транспортного налога, соответственно.
В ТОП-5 по данному показателю вошли также Московская область с 1601 рублем на человека, Сахалинская область – 1229 рублей на человека и Ленинградская область – 1204 рубля на человека.
В среднем по России транспортный налог за 2017 год составил 869 рублей в пересчете на каждого гражданина РФ.
Меньше всего транспортный налог в пересчете на одного жителя платят в Чеченской республике и Республике Ингушетия – всего 91 и 172 рубля на человека в год.
Для сравнения, если посчитать размер транспортного налога на один автомобиль (и пренебречь при этом другими видами транспортных средств, количество которых мало в сравнении с численностью автомобилей), то в ТОП-3 по сумме налога войдут Москва (5 580 рублей), Санкт-Петербург (5 392 рубля) и Московская область (4696 рублей).
Регионы с самыми невысокими платежами на одно транспортное средство – Республика Ингушетия (532 рубля), Тюменская область (726 рублей) и Кабардино-Балкарская республика (829 рублей).
Таким образом, проведенный анализ выявил, что налоговая нагрузка по этому виду налога пересчете на одного жителя в регионах различается более чем в 20 раз.
За два года россияне стали платить в среднем на 16% или 252 рубля больше за пользование своими транспортными средствами. Сильнее всего средний платеж вырос в Камчатском крае (+859 рублей на человека), Ханты-Мансийском автономном округе (+ 375 рублей на человека) и Приморском крае (+298 рублей на человека).
Сергей Зубков
руководитель налоговой практики компании ФинЭкспертиза
«Безусловно, налоги — это ключевой источник доходов, позволяющий властям исполнять возложенные на них задачи. Тем не менее, двадцатикратная разница в размере транспортного налога в пересчете на одного жителя говорит о разных подходах в налоговой стратегии субъектов РФ.
Где-то величина налоговой нагрузки на человека обеспечена бóльшим количеством транспортных средств в регионе, где-то – более высокими тарифами и усилением контроля за собираемостью налога.
Так, например, среди лидеров нашего рейтинга по размеру транспортного налога в пересчете на одного человека – Москва, Санкт-Петербург и Камчатский край. Однако ни Москва, ни Камчатский край не являются лидерами по размеру ставок транспортного налога. И в Москве, очевидно, средний размер транспортного налога связан с бóльшим числом более мощных автомобилей, а в Камчатском крае – с бóльшим количеством автомобилей на 1000 жителей (496 авто на 1000 жителей в 2017 году по сравнению с 285 автомобилями в среднем по России). А вот в Санкт-Петербурге размер транспортного налога связан с более высокими, чем в других регионах, ставками и значительным количеством мощных автомобилей.
Во всех регионах, вошедших в ТОП-3 по динамике платежей транспортного налога на каждого жителя, за два года ставки налога на транспортные средства выросли в среднем на 40-45%.
При этом количество транспортных средств значительно выросло лишь в Приморском крае. Если в среднем по России за два года количество автомобилей (наиболее распространенное транспортное средство) на человека выросло на 16 единиц в пересчете на 1000 жителей, то в Приморском крае – на 28. А вот на Камчатке и в Ханты-Мансийском автономном округе рост был значительно ниже среднероссийских значений – всего 9 и 7 автомобилей в пересчете на 1000 жителей».