Главная/ Пресс-релизы/ Пресс-релиз: Главный редактор журнала «Новая Литература»: «В России никогда ещё не жили так сытно и привольно, как сейчас. Никогда».

Пресс-релиз

2782

Пресс-релиз: Главный редактор журнала «Новая Литература»: «В России никогда ещё не жили так сытно и привольно, как сейчас. Никогда».

Организация:
«Журнал "Новая Литература"»
Перейти на сайт

В декабре 2021 года журналу «Новая Литература» исполнилось 20 лет. Главный редактор этого литературно-художественного издания Игорь Якушко ответил на вопросы журналиста, заинтересовавшегося, как «НЛ» удаётся быть в тренде столько лет. Приглашаем вас познакомиться с фрагментами этого разговора.

– Довольны ли вы результатами столь продолжительной деятельности? Получилось ли задуманное?

– …каким мне виделся мой журнал, представлял ли я его себе через 20 лет? Для меня это и смешной и грустный вопрос. Тогда мне было 27 лет, и был я полон собственного литературного творчества и предвкушал писательскую славу. Но вверять свою судьбу неведомым редакциям каких бы то ни было журналов или издательств я был не согласен! Я просто не мог допустить, чтобы какой-то чужой мне лично, быть может, даже чуждый моим идеалам редактор решал: быть или не быть моим стихам, моей прозе, вымученными и выверенным моим произведениям опубликованными, пускать или не пускать моё творчество – да что там, меня самого – к читателю. Нет уж, увольте, сказал я себе. Моя судьба будет в моих руках. Я сам буду решать, что показать читателям, а что оставить не изданным, я сам буду себе и редактором, и издателем. Вот какой мотив двигал мной в это время. А подспудно была, конечно, и вторая мысль: коль скоро литература является квинтэссенцией человеческого опыта, царицей искусств и духовным стержнем нравственности, морали и этики нашей цивилизации (а в этом я к тому моменту убедился благодаря творческому опыту и филологическому образованию), то чем я ещё могу заниматься профессионально, если не ею? Чему посвятить себя, если не литературе?

…Издавая журнал, я настолько увлёкся, что потихоньку отодвинул собственное творчество сначала на второй план, а потом и вовсе в дальний ящик стола. На моей авторской странице до сих пор опубликованы в основном, ранние произведения, дожурнальной поры. И пусть они несовершенны по сегодняшним моим меркам, я не убираю их. Потому что считаю, что писать надо так, чтобы было не стыдно подписаться под каждым своим словом. Иначе зачем тогда вообще было этим заниматься?

…Для меня мой журнал хорош, и во многом, хоть и не во всём, таков, каким мне тогда ещё хотелось, чтобы он был. Он задумывался как долгосрочный проект, на годы и годы, и этого удалось добиться. Поэтому для меня главное – литературный журнал есть, и с каждым годом становится лучше. А это значит, что литература жива, и люди прекрасны, и всё не зря. Разве можно быть недовольным этим?

– Как изменилась за двадцать лет «Новая Литература»? В какую сторону вы продвигаете общероссийский литературный процесс? 

– Принципы и подходы к формированию редакционной политики не изменились. С самого начала и по сей день журнал не ограничивает авторов в жанре, тематике и объёме предлагаемых к публикации произведений. Всё, что автор считает нужным донести до читателя, мы принимаем к рассмотрению. Еженедельно редакционная коллегия оценивает поступившие произведения по единственному критерию – уровню художественной ценности. Регалии автора и уровень его известности в расчёт не принимаются. Только художественная ценность. Этот критерий не имеет чёткого определения, точнее, оно довольно объёмное. Поэтому для простоты понимания можно привести такую аналогию: художественный музей. Люди приходят туда, чтобы прикоснуться к искусству, например, живописи. Они знают, что им покажут тщательно отобранные картины, которые 

  • специалисты посчитали достойными внимания общественности,
  • оценили эксперты,
  • признали знатоки. 

После экскурсии посетители музея вооружены пониманием о прекрасном и, опираясь на это понимание, выберут картину на художественной выставке – для себя или кому-то в подарок. Так формируется вкус. С литературными произведениями так же: открыв журнал, читатель получает ориентир в мире литературы, писатель – представление о профессиональном мастерстве. Так происходит потому, что журнал ориентирован на художественную ценность, а читатели и писатели знают об этом. Конечно, к такой позиции легко придраться, выискав в журнале «недопечённые» тексты. Но ведь литература – не математика, это живой процесс, и иногда явный потенциал автора весомо дополняет недостаток его мастерства, так что отвернуться от него мы уже не можем… Так вот, в результате этого отбора на страницы журнала попадает незначительная часть присылаемых произведений, только самое лучшее. Примерно это около десятой части от всего потока.

…Вы спросили о первых номерах журнала в сравнении с нынешними. А знаете, сначала номеров как таковых ведь вообще не было! Это важное изменение произошло в январе 2015 года. С этого момента журнал начал издаваться отдельными ежемесячными выпусками. В виде свёрстанных для чтения на любом устройстве или  для распечатывания на бумаге PDF-файлов. Теперь они всегда доступны для скачивания любому желающему с этой страницы. На сегодня вышел уже 81 номер журнала, и мы не собираемся останавливаться на этом. Авторам, чьи произведения опубликованы в них, важно знать, что даже если с сайтом «НЛ» случатся какие-то сбои, их произведения хранятся в изданном неизменном виде и всегда тем или иным способом будут доступны для скачивания. Эта дополнительная страховка для их произведений на пути к вершине литературного олимпа. Кстати, на этой странице изложены и миссия «Новой Литературы», и планы по развитию. Всем, кому интересен этот наш разговор, советую познакомиться с изложенной там информацией. 

Между прочим, зафиксированная там формулировка миссии журнала повлияла на подходы к развитию журнала и на наши планы. Так что её появление я бы включил в число самых важных изменений, произошедших с журналом за 20 лет.

– А как изменилась за эти годы вся известная вам литература на русском языке? 

– …Известная мне литература на русском языке перерождается. Корпоративный дух и язык упрощений проник во все сферы жизни, в том числе и в литературу. Парадоксальным образом правило «не парься, за тебя всё пережуют» проникло и сюда. Литература стала продуктом корпоративного производства нескольких крупнейших книжных издательств.

Уже и для начинающих авторов реализованы программы по вовлечению их в самиздатовские процессы. Созданы условия для любого, кто мнит себя писателем – лишь пальцем шевельни, за тебя и книгу напишут, и издадут её, и прорекламируют, и продадут. А если ты ещё и читатель – то вот тебе всё самое-самое, до чего только додумалось человечество, только потребляй. 

Парадоксальность этой ситуации в том, что чтение книг, как и их написание – это процесс

  • духовного вовлечения,
  • интеллектуального труда,
  • продолжительного усилия воли,
  • работы над собой, если хотите –

то есть всего того, от чего нашего современника так настойчиво пытается оградить рынок. Поэтому изменения, которые сейчас происходит в литературе – это кризис, который должен лопнуть под давлением собственных противоречий. С учётом опыта предыдущих кризисов и всплеска интереса читателей к теме саморазвития, могу предположить: разрешится он тем, что новым товаром ближайшего будущего станет возможность для потребителя поработать над собой и отказаться от потребительского мышления.

– Вы ввели в серьёзную литературу более тысячи авторов. Каков он – собирательный образ автора «Новой Литературы»? 

– Когда «Новая Литература» только начиналась, молодёжи среди авторов было больше, произведения были объёмнее, их авторами были люди, читающие книги. Сегодня, по моим наблюдением, средний возраст автора журнала заметно увеличился, потому что молодым поэтам и писателям стало труднее преодолеть редакторский фильтр. Конечно, и редакторы стали опытнее и строже, и среди молодых иногда попадаются настоящие самородки, но молодёжи в журнале определённо стало меньше. Рассказы стали меньше по объёму, размер средней повести сократился до рассказа, а романы стали часто походить на повести, да и вообще, крупной прозы поубавилось. 

…молодые авторы стучатся в журнал из мира корпораций, целью которого провозглашён 

  1. максимальный комфорт,
  2. жизнь без забот и без напряжения,
  3. стремление к получению всего сразу и сейчас, а там будь что будет. 

Это поколение оказалось в очень опасной ситуации, и его беспомощность год от года усугубляется. Поэтому задачей более зрелых авторов, моих ровесников и тех, кто старше, а вместе с ними и литературы вообще, и «Новой Литературы» в частности, мне видится воспитательное влияние на поколение 2000-х, приобщение их к традиционным общечеловеческим ценностям современными художественными средствами.

– Какое сообщение, какой «месседж» вы хотите донести в прекрасную Россию будущего? 

– …Видите ли, то, что нас тревожит за Россию, что гнетёт страхами по поводу экономики, пандемии и экологии – это ведь не объективная картина мира, а просто негативный информационный фон. СМИ, подпитывающие в нас его, живут негативной информацией, потому что ею легче заинтересовать. Вот они и расстарались. А в результате получается, что этот негатив, как масляное пятно на поверхности озера, разливается на всю его площадь, не оставляя места чистой воде. И вот мы уже не замечаем ничего хорошего, что в жизни происходит, просто теряем эту способность вдыхать кислород. Нам кажется, что всё вокруг покрыто этой плёнкой перманентного негатива, всё видится сквозь неё, и все события развиваются от плохого к худшему при полной нашей беспомощности. И мы цепенеем. 

В то время как на самом деле мы, по крайней мере, в России, никогда ещё не жили так сытно и привольно, как сейчас. Никогда… Это же самый настоящий ренессанс. 

Отчего же мы так несчастны? Наверное, оттого, что когда слишком хорошо – это тоже плохо. Расхолаживает, что ли, не знаю. Может, потому что ненасытны? А отчего ненасытны? Может, потому что выбрали смыслом своей жизни комфорт и сытость? Но разве можно такое выбирать? В чём тогда отличие нашей жизни от свинофермы? 

Я думаю, что скоро всё встанет на свои места. Как только мы осознаем, что смысл жизни придают сотрудничество и созидание, направленные на служение друг другу, а не лично себе, негатив схлынет. И станет понятно, как прекрасна Россия уже сейчас, а не в гипотетическом будущем. Ростки этого уже проявляются, например, в бескорыстных добровольческих акциях и движениях. Ну а литература на протяжении всей своей истории формирует в нас саму способность к высоким духовным порывам, в том числе через изучение произведений в средней и высшей школе. 

Для меня это высший критерий годности, состоятельности литературного произведения. Если педагоги, учителя, наставники и преподаватели найдут в журнале «Новая Литература» произведения, достойные изучения их воспитанниками, значит, всё сделано правильно, и мы не зря боролись.

Полный текст интервью читайте по ссылке: https://newlit.ru/~kolonka_redaktora/6811.html.

Организация:
«Журнал "Новая Литература"»
Перейти на сайт

Версия для печати

Смотрите также:

Пресс-релиз: Тина Канделаки стала хедлайнером деловой программы крупнейшего форума региональных блогеров

С 19 по 21 сентября в Москве проходил самый масштабный в истории Всероссийский форум региональных блогеров «Поколение Insight», организованный продюсерским центром Insight People. Мероприятие собрало более 600 блогеров со всей России, а также известных артистов и представителей креативного класса. По данным организаторов, совокупный охват Форума за первые два дня составил более 400 млн.

Наши награды

  • sabre
  • sabre
  • sabre
  • sabre
  • кейтеринг года
  • banner
  • banner
  • banner
  • banner

Выполнить вход

Электронная почта
(Ваш логин):
Пароль

Восстановление пароля

Введите ваш логин
(e-mail):