Уважаемые коллеги! Редакция портала Mortrans.Info подготовила актуальный аналитический материал, посвященный перспективам развития мировой судоходной отрасли.
Ведущие аналитические и консалтинговые компании опубликовали последние обзоры различных секторов рынка судоходства, а также прогнозы на ближайшее будущее. Аналитики пришли к неутешительному выводу, что грядет кризис отрасли.
Представители датской компании Danish Ship Finance сделали заявление, что судоходство задержалось в переходном периоде, определяемом многочисленными новыми экологическими требованиями и нестабильной энергоэффективностью. Понижается устойчивость фрахтового рынка, наблюдается массовый заказ судов, в частности, относящихся к так называемым "зеленым технологиям". Так, во флот инвестиционной компании VSL уже поступило 2 эко-судна, и сейчас многие операторы ожидают от верфей своих заказов.
Волна новых заказов уже стала оказывать влияние на некоторые секторы отрасли, эксперты Drewry Container Insight отметили невероятные мощности в секторе panamax-судов, что повлияло на увеличение списываемых кораблей. Многие полагают, что из-за вступления в строй новых судов существенно снизились цены на вторичном рынке. Датские аналитики считают, что в данный момент уже возник дисбаланс спроса и предложения, и восстановить его судовладельцы пытаются именно путем преждевременного списания на слом относительно приличных судов.
По данным организации BIMCO, многие греческие судовладельцы инвестировали в строительство балкеров, но текущие изменения в сроках эксплуатации судов существенно снижает и стоимость вложенных инвестиций. Уменьшение сроков использования кораблей ощутимо сокращает ожидаемые доходы, что в итоге влияет и на стоимость судна. Практически все аналитики соглашаются с тем, что мировая экономика постепенно справилась с последствиями финансового кризиса, который разразился в 2008-2009 годах. Однако в целом экономика сдает, снижая темпы роста: это видно по китайским фондовым рынкам. Многие представители отрасли надеялись, что в ближайшее время судоходство выйдет из этого затянувшегося кризиса, однако отрасль оказалась на пороге нового, связанного с избытком мощностей, вызванных приходом новых инвесторов и, как следствие, новых судов.
Американские аналитики приходят к выводу, что новая волна заказов не основана на реальных показателях рынка. Напротив, многие операторы действуют сомнительным указателям на предстоящий бум, происходит полное игнорирование рисков, что влечет за собой непродуманное вкладывание средств. Необоснованными являются и надежды на увеличение списания судов как главного инструмента регулирования спроса.
Стало известно, что европейские чиновники одобрили деятельность крупнейшего объединения P3 Alliance, но у многих игроков отрасли данное решение вызывает множество вопросов и опасений. Специалисты понимают, что данная сделка окажет влияние на сферу, поскольку не является примером укрупнения компаний; она указывает, скорее, на изменения характера рынка. Крупнейшие операторы MSC, Maersk Line и CMA CGM предпочитают не конкурировать друг с другом, а прийти к совместному предприятию с целью предоставления клиентам одинаковых условий на морские контейнерные перевозки.
В судоходстве наблюдаются явные трудности финансирования, многие мировые банки и морские инвестиционные учреждения проявляют осторожность, поскольку избыток тоннажа и проблемы низкого спроса имеют мало шансов на возврат займов. Так, индонезийская компания Trada Maritime оказалась на грани банкротства, поскольку не выполнила свои обязательства перед банками из-за низких фрахтовых ставок, в 2013 году оператор понес серьезные убытки.
Перед ведущими аналитиками, судовладельцами и специалистами отрасли встает непростой вопрос: кого в первую очередь коснется неминуемый кризис? Сложно однозначно ответить, кто сейчас под ударом: крупные секторы судоходства, представленные танкерами, контейнеровозами и балкерами, или же сектор среднетоннажных и малых судов.
Аналитическая служба портала Mortrans.Info
Справка о проекте:
Информационно-аналитический портал Mortrans.Info является независимым средством массовой информации. Проект призван объединить экспертов международных и российских компаний, работающих в сфере управления морскими рисками, собрать по крупицам имеющуюся разрозненную информацию и объединить ее в рамках одного проекта, а также выступить в качестве независимой дискуссионной площадки.
Помимо новостей, аналитических статей и экспертных комментариев, посвященных теме судоходства и безопасности мореплавания, на сайте публикуются тематические фото- и видеоматериалы, хроники морских катастроф, актуальная правовая информация, а также справочные материалы на русском и английском языках. На портале собрана самая актуальная база представителей отрасли, в которую вошли судоходные компании, порты и терминалы, трейдеры и фрахтователи, страховщики, круинговые агентства, структуры власти, экологические и общественные организации. Также на сайте работает профессиональная бизнес-площадка, где каждый зарегистрированный пользователь может бесплатно разместить коммерческую информацию, предложить свои услуги, найти партнеров и подрядчиков.