При выборе материалов для строительства ЖД дороги обращайтесь к профессионалам.
При выборе материалов для строительства ЖД дороги обращайтесь к профессионалам relsy-rzd.ru. Качественное устройство железной дороги является важным аспектом для обеспечения безопасности всех участников движения, включая пассажиров, поезды и персонал железной дороги.
По инструкции от ОАО «РЖД» от 2015 года дефекты рельсов делятся на 9 групп:
1.Трещины и выкрашивания на поверхности головки: это могут быть небольшие трещины или отслоения материала на поверхности головки рельса. Это может быть вызвано интенсивным движением поездов или износом.
2.Поперечные трещины в головке рельса: это трещины, которые расположены поперек головки рельса. Они могут возникнуть из-за перегрузки или износа. Поперечные трещины могут привести к распаду рельса и аварии.
3.Продольные трещины на головке и в месте перехода в шейку: это трещины, которые идут вдоль головки рельса и располагаются в месте перехода в шейку. Продольные трещины могут быть вызваны интенсивным движением поездов или износом и представляют опасность для безопасности движения.
4.Износ и смятие: это процесс истирания поверхности рельса из-за постоянного контакта с колесами поезда. Износ и смятие могут привести к неустойчивости рельса и необходимости его замены.
5.Дефекты в шейке: это проблемы, которые возникают в месте соединения головки рельса с его шейкой. Это могут быть трещины или износ, которые могут стать источником опасности для железнодорожного движения.
6.Дефекты в подошве: это дефекты, которые обнаруживаются в нижней части рельса, которая лежит на подкладках. Такие дефекты могут включать трещины, истирания или износ.
7.Изломы: это поломка рельса, когда он разрывается на две или более части. Изломы могут быть вызваны перегрузкой или усталостью материала.
8.Изгибы: это деформация рельса под воздействием внешних нагрузок или несоответствующей укладки. Изгибы могут привести к нестабильности рельса и возникновению других дефектов.
9.Прочие дефекты: это общий термин, который включает в себя другие возможные проблемы, такие как коррозия, обрывы, деформации и другие повреждения рельсов. Эти дефекты также могут привести к необходимости замены рельсов.
Почему на рельсах возникают дефекты
Трещины и выкрашивания могут быть на любой стороне и любой поверхности: вверху головки, сбоку, на шейке с внешней или внутренней стороны рельса, снизу подошвы или на любой из её сторон. К другим распространенным дефектам относятся коррозия, вмятины, износ, изломы, выколы. Многие из них могут появиться еще на этапе производства рельс, а не в процессе эксплуатации. Например если в технологии плавки была допущена ошибка или сырье было некачественным и в нем были лишние включения. Дефекты в структуре и химическом составе выявляются ультразвуковым неразрушающим контролем. Перед дефектоскопией нужно убедиться, что под выкрашиванием, изломом или горизонтальной трещиной нет поперечной, иначе устройство не сможет точно просканировать материал.
На поздних этапах, когда рельс введен в эксплуатацию и пропустил уже более 150–250 млн. т. брутто дефекты возникают в результате долгого и сильного контактного напряжение, и это неудивительно. Важно вовремя принять меры и заменить рельс, а не ждать его разрушения. Если дефект у рельса небольшой, то его можно повторно использовать на путях, к которым требования ниже — такие рельсы называют старогодными.
Как устранить дефекты на рельсах
Глубину и ширину дефекта измеряют, и если он соответствует требованиям, указанным в инструкции, то трещину или выкрашивание устраняют шлифовкой. Места смятия исправляют шлифовкой, фрезеровкой или наплавкой. Но не все дефекты можно исправить. Так, если в головке есть поперечная трещина, то рельс подлежит замене, а если в рельсе обнаружены флокены, газовые пузыри, то вся партия плавки подлежит замене.
Для успешного устранения дефектов на рельсах требуется специализированное оборудование и опытные специалисты. Процесс ремонта рельсов включает несколько этапов:
-
Обследование: Начальным этапом является детальное обследование рельсов, чтобы выявить все дефекты. Для этого используются специальные инструменты, включающие в себя ультразвуковые дефектоскопы, тепловизоры или магнитоскопы. Обследование позволяет определить типы дефектов (такие как трещины, вмятины, износ и т.д.) и их местонахождение.
-
Устранение деформаций и вмятин: Деформированные рельсы или рельсы с вмятинами могут быть восстановлены с помощью специальной подогревающей системы. Подогреваете часть рельса до высокой температуры, затем применяют механическое давление, чтобы вернуть исходную форму рельса.
-
Сварка: Если обнаружены трещины на рельсах, то их нужно сварить. Чаще всего используется метод контактной сварки, который позволяет соединить разорванные части рельса с помощью электрического тока и специальных электродов. После сварки трещины проверяются на прочность и качество сварного соединения.
-
Шлифовка: Для улучшения качества поверхности рельсов после устранения дефектов обычно проводится операция шлифовки. В процессе шлифовки специальные машины с абразивными кругами точат поверхность рельсов, улучшая гладкость и удаляя неглубокие дефекты.
-
Поверка качества: После устранения дефектов и всех необходимых операций проводится контрольное обследование, чтобы проверить эффективность ремонта и убедиться в надежности рельсов. Все работы должны соответствовать стандартам безопасности и качества.
Важно отметить, что точные методы устранения дефектов рельсов могут различаться в зависимости от конкретных характеристик рельсов и типа дефектов. Для успешного проведения работ необходимо обращаться к опытным специалистам и следовать рекомендациям и нормам производителей оборудования для ремонта рельсов.