Основатель компании Mappi Алексей Корнелюк подготовил проект соглашения, подписав который, человек обязуется на год отказаться от мобильных игр, снижающих умственную активность, а взамен получит годовую подписку на сервис «умных» карт.
«Специфика моей работы предполагала общение со специалистами из разных областей, — объясняет Корнелюк, — в том числе и с психологами. Их консультация была необходима на этапе, когда мы прорабатывали взаимодействие пользователя с картами. Оно должно было быть простым, но в то же время недостаточно монотонным, чтобы человек совсем переставал думать. В итоге мы выписали несколько критериев, которые снижают умственную активность и постарались их избегать. Позднее стало ясно: если мы, как разработчики, хотим заставить своих пользователей думать, то другие же, наоборот, используют эти критерии, чтобы отуплять своих пользователей».
Компания решила изменить эту ситуацию и прописала в соглашении четыре признака, по которым можно распознать «отупляющие» игры:
1. В игре отсутствует сюжет;
2. В игре невозможно выиграть или проиграть;
3. Однообразная механика, которая сводит весь геймплей в одному-двум действиям («кликеры» и «раннеры»);
4. Однотипные уровни с одинаковыми задачами (игры жанра «три в ряд», Bubble Shooter и подобные).
Одновременно с этим человек соглашается на внезапные проверки содержимого своего мобильного телефона. Если вдруг выяснится, что он не удержался, и вновь скачал себе «шарики», соглашение расторгается. При этом, в первый день он пишет отчет о времени, проведенном в играх, а в последний — о времени, проведенном в «умных» картах. Сопоставив два отчета, можно будет оценить эффективность такого подхода.
Московский психолог Елена Пиховкина также отмечает, что проблема мобильного гейминга имеет место быть: «Зачастую люди, которые играют в примитивные мобильные игры, делают это просто чтобы убить время в транспорте или в очереди. В малых дозах это проходит без последствий. Проблемы появляются тогда, когда человек начинает смотреть на цветные квадратики и бесцельно тыкать пальцем в экран по нескольку часов в день. Ему становится тяжелее переключаться между задачами и начинают проявляться трудности с фокусировкой внимания, снижается концентрация, появляется преждевременная сонливость и усталость. Чтобы этого избежать, важно стимулировать мозговую деятельность в течение дня. Такой экзотический способ, как работа с интерактивными картами, по оказываемому эффекту можно приравнять к чтению книги. Переход от привычного пассивного проведения свободного времени к активной умственной работе может проходить достаточно болезненно, но уже через несколько недель результатом будет улучшение общего состояния», — заключил эксперт.